Задание 2. Моделирование как метод познания



“Правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки…”. 
 Я.А.Коменский     



Моделирование понимается нами как метод исследования, познания объективной действительности, позволяющий целостно представить отдельную систему, концепцию, различные мировоззренческие категории, научные понятия, закономерности, процессы и т.д.
Нас окружает необычайно интересный и сложный мир, познавать который человек начинает с ранних лет. Детские игрушки похожи на объекты окружающего мира: людей, животных, автомобили, здания и т.п. Играя в различные игры, дети воспроизводят отношения, которые складываются в обществе ("дочки-матери", "школа", "больница" и т.п.).
В школе на уроках в качестве наглядных пособий используются различные макеты, муляжи, карты, схемы, таблицы. Всё это служит для изучения тех объектов, явлений и процессов, которые сложно или невозможно изучить непосредственно, но можно смоделировать, т.е. создать модель объекта.
Оба средства обучения тесно связаны между собой, поскольку и моделирование, и наглядность имеют общую цель – выделение главного, существенного в изучаемых объектах и предметах. Но при использовании наглядности существенное выделяется в плане восприятия, а при использовании моделирования оно выделяется в действии, преобразующем объект.
Создание и исследование моделей является неотъемлемым элементом любой целенаправленной деятельности.
Моделирование в школе – это средство овладения одним из важнейших умений – умения учиться.
Строгие правила построения моделей сформулировать невозможно, однако человечество накопило богатый опыт моделирования различных объектов и процессов.
Что же такое модель?
В реальной жизни этот термин имеет множество значений.
Модель (фр. Modele ит. modello лат. modulus - мера, образец это:
  • некоторое упрощённое подобие реального объекта;
  •  система, обобщённое представление о процессе, явлении в природе, обществе,произведении.
  •  воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (макет);
  • схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе;
  • физический или информационный аналог объекта, функционирование которого по определённым параметрам подобно функционированию реального объект
  • новый объект (реальный, информационный или воображаемый), отличный от исходного, который обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект.
           Вот так определяет модель Большой Энциклопедический словарь(БЭС), а такое определение модели дает Википедия.
 Способность моделировать ситуацию в воображении для решения какого-то конкретного вопроса – это метапредметное умение, основанное на специальной дидактике – эвристических, игровых заданиях.
Наверняка, каждый из Вас использовал в своей жизни различные модели. А как Вы определяете для себя: что такое модель? и с какими моделями легче работать?

Задание:
1) Какие из представленных ниже объектов представляют собой модели? Дайте аргументированный ответ. Перечислите их порядковые значения. 

2) Есть ли здесь различные модели одного предмета, явления, процесса и т.д.?
3) Представьте авторский схема-конспект (ОСК) -  «дополнительную» модель для объекта  Ж: «Фотосинтез» кратко и понятно. Для выполнения этого задания ознакомьтесь, пожалуйста, с теоретическим материалом, представленным после объектов. 


Ответы к данным заданиям присылайте, пожалуйста, в виде документа Word, рисунка в формате jpeg или любом другом на e-mail: vgureva1308@gmail.com  . В названии документа указывайте свою фамилию и номер задания, например Гурьева1_2. Вы можете загрузить свой ответ самостоятельно, а также оценить работы своих коллег по следующей ссылке:  https://padlet.com/vgureva1308/w1zudkcavhd3



Объект А:
Муссон - крупномасштабный воздушный поток с соответствующим комплексом погоды. Этот сезонный ветер возникает на границе моря и континента в результате их неодинакового нагревания. Он меняет свое направление дважды в год: зимнему сухому континентальному муссону противоположен летний влажный океанический муссон. Этот сильный ветер нагоняет облака, и приносит с собой проливные дожди. В переходное время года при смене муссонов преобладает относительно тихая погода. 
http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=133&wordid=934721
  Объект Б:

На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни  солнца. 
 Объект В:

Опоссумы относятся к группе животных, называемых сумчатыми. Самки этой группы имеют на внутренней стороне тела сумку, в которой развиваются их детеныши.
Интересно, что детеныши опоссумов очень малы. В столовую ложку вмещается от 5 до 18 крысят. При рождении они слепые, лысые и практически бесформенные.
Новорожденные опоссумы забираются в сумку к матери и прилипают к ее соскам. Достигая месячного возраста, они начинают выглядывать из сумки. Еще через несколько недель крысята выбираются на некоторое время наружу.
Поскольку детеныши очень малы и совершенно беспомощны, матери-опоссумы вынуждены носить их на спинах. Мать поднимает хвост кверху, и детеныши обвивают его своими хвостиками. Трехмесячные малыши покидают своих матерей. А в годовалом возрасте они способны создать уже свои собственные семьи.
Опоссумы проводят много времени на деревьях, охотясь и питаясь. Они любят есть, сидя вверх ногами. Для этого животные обвивают хвостом ветку дерева, свешиваются вниз, а пищу держат всеми четырьмя лапами.
Опоссумы едят маленьких млекопитающих, насекомых, мелких птиц, яйца, ящериц, речных раков, змей, все виды фруктов, зерновые злаки, грибы, червей. Ночью опоссумы делают набеги на вишневые сады за ягодами и на птичники за курами и яйцами. Поэтому человеку не нравится это животное, хотя его устраивает то, что опоссумы уничтожают мышей и насекомых.

 Объект Г

 Объект Д
 Объект Е
Объект Ж
Фотосинтез – это процесс, при  котором зеленое растение из неорганических веществ (углекислого газа и воды) под действием солнечной энергии образуются органические вещества (преимущественно глюкоза и крахмал) и кислород.

Важную роль в этом процессе играют хлоропласты, свет, углекислый газ, вода и температура.

У высших растений фотосинтез происходит в хлоропластах – пластидах овальной формы, содержащих пигмент хлорофилл, который определяет окраску зеленых частей растения. У водорослей хлорофилл содержится в хроматофорах (пигментсодержащие и светоотражающие клетки), имеющих различную форму. У бурых и красных водорослей, обитающих на значительной глубине, куда затруднен доступ солнечного света, имеются другие пигменты.

Выделяющийся при фотосинтезе кислород поступает в атмосферу. В верхних слоях атмосферы из кислорода образуется озон. Озоновый экран защищает поверхность Земли от жесткого ультрафиолетового излучения, что сделало возможным выход живых организмов на сушу.

Кислород необходим для дыхания растений и животных. При окислении глюкозы с участием кислорода в митохондриях запасается почти в 20 раз больше энергии, чем в его отсутствие. Это делает использование пищи гораздо более эффективным, что привело к высокому уровню обмена веществ у птиц и млекопитающих.

Объект З:
Объект И:


 



Объект К:
 
Объект Л: 
  Объект М: 
 Объект Н: 


Опорный схема-конспект
Опорный схема-конспект (ОСК) – это не что иное, как модель, которая может преобразовываться в зависимости от прочтения, понимания, осознания текста, что является одним из отличительных признаков модели от схемы. ОСК одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, позволяет каждому из учеников выразить свою позицию.
Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК)
Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать»  тексты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК.
Критерии оценивания ОСК по составлению:
  • Полнота  использования учебного материала.
  • Объём ОСК (один лист формата А 4).
  • Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).
  • Наглядность (наличие  символов, аккуратность выполнения, читаемость ОСК).
  • Грамотность (терминологическая и орфографическая).
  • Отсутствие  сложных  предложений, только опорные  слова, словосочетания, символы.
  • Самостоятельность при составлении.
Памятка оформления ОК
1.Употребление минимального количества слов, примеров, иначе ОК будет громоздким и трудным для запоминания.
2. Определение и применение символов.
3. Выбор цвета для оформления ОК (используем три цвета: красный – главное, синий – текст, зеленый – примеры).
4. Определить объём материала, который необходимо объяснить учащимся за один урок.
Немного теории 



Данное задание можно представить графически в виде схемы-Фишбоун (рыбная кость), которая дает возможность:

·        организовать работу участников в парах или группах;

·        развивать критическое мышление;
·        визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
·        ранжировать факторы по степени их значимости.

4 комментария:

  1. Как интересно здесь учиться и разбираться. Только времени мало. Вот бы опять в вуз на очное отделение! Я бы с удовольствием училась!

    ОтветитьУдалить
  2. Любовь Александровна, здравствуйте! Учиться никогда не поздно и всегда интересно для творческих и увлекающихся людей. А времени и, правда маловато, поэтому мы и постарались запустить наш проект на каникулах. Удачи Вам в учебе и спасибо за комментарий!!!

    ОтветитьУдалить
  3. мне всегда казалось,что я легко справлюсь с подобными заданиями. Но теперь, я понимаю, что все меняется и требования изменились сильно.

    Предложение: в следующем году провести практикум по моделированию....в новых (для нас естественников новое) в текстовых формах и т.п.

    ОтветитьУдалить
  4. Светлана Михайловна, судя по Вашим ответам к заданиям первого раздела, Вам действительно любые задания по плечу!!!
    Предложение по моделированию принимается, мы будем о нем говорить на заседании ГППО естественников 16.11.2014 года.

    ОтветитьУдалить